ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ
Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ построено в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются сохранение и укрепление здоровья и художественно-эстетическое развитие детей. Содержание деятельности включает все основные направления развития личности ребёнка-дошкольника: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и содействует формированию разносторонних способностей ребёнка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи развития детей
Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Образовательный процесс строится с учётом принципов интеграции \ образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Так, согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнении и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. образовательный процесс строится с учётом оптимальной двигательной активности во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Образовательный процесс обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми и условно подразделяется на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) – далее непосредственно образовательная деятельность;
-совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от возраста детей, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, в процессе увлекательной для малышей деятельности. Организованная образовательная деятельность предусматривает следующие виды деятельности: -игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации и другие);
-чтение и обсуждение программных произведений, разных журналов, чтение и рассматривание познавательных и художественных книг, детских иллюстрации;
-решение различных проблемных ситуации на морально-этические темы;
-наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения; -познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
-оформление тематических выставок; -инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений;
-рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, игрушек; -слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактические игры;
-подыгрывание на музыкальных инструментах;
-пение; -танцы, музыкально-ритмические движения;
-физкультурные занятия. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов осуществляется в нескольких направлениях развития детей: -физическое развитие: комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения во вторую половину дня;
-социально-личностное развитие: беседы, развитие трудовых навыков, формирование навыков безопасного поведения;
-познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды;
-художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, на прогулках, в изобразительной деятельности и другие. Самостоятельная деятельность детей -физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;
-социально-личностное развитие: индивидуальные игры, все виды самостоятельной деятельности;
-познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми стихотворений, самостоятельная работа в уголке книги, сюжетно –ролевые игры, развивающие настольно-печатные игры, и другие;
-художественно-эстетическое развитие: самостоятельная изобразительная деятельность, рассматривание репродукции картин
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ К КОНЦУ ГОДА :
ребенок 2-3 лет
ребенок 3-4 лет
ребенок средней группы
ребёнок старшей группы
будущий первоклассник